6 ноября 2011 г.

Храм-Подворье Святителя и Чудотворца Николая, г. Бари, Италия

Инициатива возведения в Бари русского православного храма принадлежит великой княгине Елисавете Феодоровне, которая возглавляла до революции Императорское православное палестинское общество, опекавшее русских паломников за рубежом. Закладной камень в основание комплекса подворья был освящен 22 мая 1913 года. В фундамент церкви были помещены памятные грамоты на русском и итальянском языках.















Памятная монета: Год итальянской культуры и итальянского языка в России и Год российской культуры и русского языка в Италии
Серия: Без серии.

Номинал - 2 рубля. Выпуск - 2011 г. Тираж - до 10 000 шт. (Фактический тираж будет уточнен).
Диаметр - 34,00 мм. Толщина - 2,75 мм. Масса - 22,26 г.

Металл: серебро 925/1000 - 20,35 г. хим. чист. металла.
Качество - пруф. Оформление гурта: 60 рифлений.

Аверс: в центре - рельефное изображение всадника в плаще на коне, поражающего копьем опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, под ним, в две строки - надпись "2 РУБЛЯ" и дата "2011г.", внизу, слева у канта - обозначения металла, пробы сплава и круговая надпись: "ГОД РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА В ИТАЛИИ", справа после надписи - обозначение содержания химически чистого металла и товарный знак монетного двора, внизу - надпись вдоль канта: "БАНК РОССИИ".

Реверс монеты: рельефное изображение христианского храма, над ним, вдоль канта - надпись в древнеславянском стиле: "ХРАМ ПОДВОРЬЕ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ", под изображением храма - горизонтальная надпись: "БАРИ", внизу и справа вдоль канта монеты - декоративный элемент в виде ветви дерева.

Адрес подворья: Casella Postale 780, 70100 Bari Centro, ITALIA

Художники: А.В. Бакланов, Народный художник России.
Скульпторы: А.Н. Бессонов (аверс), Л.А. Евдокимова (реверс).
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).


Странноприимный дом и Храм во имя Святителя Николая Мирликийского в городе Бари в Италии
Алексей Щусев
Прежде чем приступить к описанию проекта постройки странноприимницы и церкви во имя свт. Николая Чудотворца в Бари, я скажу несколько слов о причинах, вызвавших мое толкование этого проекта в скромных новгородско-псковских мотивах русской архитектуры.

В настоящее время, когда мы так робеем и боимся всяких диссонансов и «соседств» в современных постройках, стараясь быть менее заметными или «идти в ногу» со стоящим рядом, построенным ранее зданием, задача строить русское в Италии, классической стране, казалась бы чем-то варварским.

Если же вглядимся в искусство самой Италии, мы увидим, что вся она полна самых причудливых конгломератов архитектуры. Каждая эпоха вкладывала свое лучшее в общую сокровищницу искусства, то стремясь к роскошному ансамблю, как в площади св. Петра в Риме, то к конгломерату, как площадь св. Марка в Венеции. Выбор был свободен и предоставлен артисту, художнику, строителю, который вплетал лишнее звено в общую золотую цепь.

Храм во имя Святителя Николая
Мирликийского в городе Бари
.
Рисунок с сайта
http://www.bargrad.ru/

Ту же линию творчества мы наблюдали и в нашем отечественном зодчестве и допетровской эпохи, и после нее. На Дворцовой набережной в Петербурге рядом красуются такие антиподы, как произведения Растрелли и Захарова, и они не только не спорят, но, напротив, дают живую панораму; они согласованны в масштабе, и мы любуемся их гениальным несходством в общем ансамбле.

Итак, суть не в заранее придуманных эстетических и модных рецептах, а в искусстве и вкусе, с которыми художник осуществит мысли и чувства своего времени и сочетает их в общую группу вещей прежних эпох.

Основываясь на такой базе, я принял предложение Высочайше учрежденного Барградского комитета сочинить здание и церковь в Бари в мотивах родной архитектуры, ставшей особенно близкой лицам, любящим нашу церковь, которая так чтит своего святителя Николу.

Место комитет приобрел за городом в расстоянии одного километра вдоль дороги, по которой идет трамвай; это плоский сад, покрытый старыми оливками и миндалями. Кругом частные сады с виллами постройки конца XIX века. Моря не видно. Затеять нечто высокое, памфлетное казалось здесь неподходящим и было решено строить простое, уютное, приспособив русские формы к климату Италии, т. е. сделав веранды и балконы на восток, чтобы вечером можно было отдыхать в приятной прохладе.

Такой же метод был принят и на соседних виллах, из которых некоторые имеют плоскую крышу, оттуда вода стекает в подземную цистерну, так как в городе и его окрестностях нет водопровода, да и вряд ли скоро он будет устроен через дальние горы.

Цистерны — вещь вредная, так как вода способствует малярийным бациллам; крыша у нас использована как помещение для бараков на случай переполнения богомольцами здания, и воду мы с нее решили отвести трубами в отдельно расположенные в саду цементные цистерны; поэтому мы не задавались плоской крышей, рассчитав достаточную площадь под балконы и террасы.

Постройка состоит из церкви с подклетью и 2- и 3-этажного корпуса странноприимницы с подвалами. Сад и ограда разбиваются также по проектам; в глубине двора хозяйственные постройки — сарай, баня и прачечная. Погреба отдельные; под зданием холодный подвал.

Строительный материал — местный камень карпора, ноздреватый и принимающий влагу во время дождливого периода, а потому его придется затереть раствором пуццоланы, на котором ведется вся постройка.

Постройка сдана с подряда с единичных размеров строения. Подрядчик выбран по конкурсу, устроенному в Италии из Петербурга, откуда сметы на итальянском языке (без цен) вместе с чертежами были отправлены итальянским подрядчикам.

Церковь рассчитана на 260 человек; при ней звонница, причем звонить на ней будет разрешено.

Иконостас в церкви состоит из 5 ярусов старинных русских икон (XVI — XVII веков), окованных чеканной, золоченой старым золотом, медью.

Здание странноприимницы заключает следующие помещения: в первом (нижнем) этаже — гостиную, приемную, 3 общие палаты III класса на 26 человек и квартиры священника и смотрителя; во втором (верхнем) этаже — 3 комнаты I класса на 8 человек, 14 комнат II класса на 18 человек и общую столовую; в подвальном этаже, выходящем по главному фасаду, в южной части его — народную трапезную и несколько кладовых для вещей приезжающих паломников; в южном флигеле расположены: кухня с несколькими очагами и водогрейными кубами, умывальные, ванная, бельевая, буфетная, кладовые для провизии, помещения для повара и прислуг, а также одна большая запасная комната для больных паломников. Кроме того, под церковью, рядом с ризницей, отведено помещение для псаломщика и церковного служителя. На внутреннем дворе будут возведены отдельные здания для прачечной и сараев, а также вырыт колодец.

Все свободное место вокруг здания странноприимницы предположительно превратить в тенистый сад и перед главным фасадом разбить цветник, а на наружной западной стене храма, выходящей на улицу, а также над главным входом в странноприимницу поместить большие иконы свт. Николая Чудотворца с неугасимыми перед ними лампадами.

Работы начали производить с весны 1913 года; в настоящее время вся постройка возведена на высоту второго этажа и ведется всю зиму.

Отапливается здание печами, сделанными в Италии для кокса. Высота этих печей около полутора аршин при площади в 1 кв. аршин. Дымовые каналы закладываются одновременно с кладкой из круглых глиняных обожженных труб. В парадных комнатах и церкви печи большие, из русских изразцов.

Отопление сначала было рассчитано центральное, пароводяное; наиболее низкая температура в Бари бывает минус 2 °С, причем номера гостиницы могут быть заняты не все, но по привычке русских богомольцев должны быть все непременно отоплены, что поведет или к дорогому общему, или к частичному отоплению, или к нетопке совсем, из экономии; поэтому-то и решили поставить вышеуказанные печи, так называемые caminetti.

Хотя в Италии и принято делать каменные полы, но я, зная неудобства этих полов (холод для ног), предпочел деревянные паркетные, и только в коридорах - плиточные из твердо обожженных глиняных плиток, местного производства красного цвета, но высокого огня.

Оконные переплеты приняты ординарные из американской сосны. Все столярные работы с конкурсом получил русский подрядчик, столяр Камышов, который их там, в Бари, уже и исполняет.

Следят за работами на месте архитектор Субботин вместе с русской строительной комиссией, состоящей из консула, священника и заведующего хозяйственной частью.

(Впервые напечатано в: Зодчий. Журнал архитектурный и художественно-технический, орган Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. 1914. № 3. 19 января.)

P.S. Решение о передаче в собственность России подворья Русской православной церкви в Бари было принято итальянскими властями во время визита в страну Владимира Путина в марте 2007 года.

В апреле 2008 года правительство Италии завершило внутригосударственные процедуры по передаче подворья российской стороне на безвозмездной основе, 13 ноября в Риме состоялось подписание акта передачи России этого архитектурного комплекса.

В состав комплекса общей площадью 8 тысяч кв.м входят странноприимный дом и храм Святителя Николая.

Инициатива создания храмового комплекса для русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам Святителя Николая Чудотворца, принадлежала святой великой княгине Елисавете Феодоровне. Комплекс строился в 1913–1917 годах по проекту архитектора А.В. Щусева на пожертвования верующих, в том числе императора Николая II.

Из-за Первой мировой войны и революции работы не были завершены. В 1937 году все здания храмового комплекса вместе с землёй были переданы муниципалитету Бари русскими эмигрантами – членами Российского палестинского общества из-за отсутствия средств для поддержания церкви.

Источник информации: http://www.cbr.ru/, http://www.bargrad.ru/

В дополнение к теме: Монета с изображением базилики Святителя Николая в г. Бари

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования